Последствия кризиса
Пришествие 2015 года ознаменовало продолжение финансово-экономического кризиса в России. Общий кризис затронул все отрасли экономики, автомобильный рынок здесь не исключение. Еще в прошлом году наблюдалась тенденция отрицательной динамики авторынка. Аналитики предрекают усугубление ситуации в текущем году. Продажи автомобилей, сократившиеся в 2013, теперь под угрозой в виду падения курса рубля.
Падение курса рубля влечет увеличение цены на импортные автомобили. Если рассматривать их динамику, исходя из модельного ряда, то тут прослеживается не очень приятная закономерность. Практически все компании повышают цены на весь ассортимент модельного ряда. К тому же, среди популярных автомобильных марок, уже в 2014 году был зафиксирован дефицит на российском рынке. В связи с этим, в декабре прошлого года было принято решение о временном наложении ограничения продаж иномарок в России. Нестабильная экономическая ситуация вынудила некоторые российские банки принять решение о прекращении приема заявок на автокредитование.
Прогнозы экспертов
Если не брать в расчет дефицит самых популярных моделей, то в общей массе можно констатировать переизбыток моделей на складах. Завезенные еще до начала кризиса машины, пока реализуют по старым ценам. Однако не сложно подсчитать, что транспортные средства, завезенные в Россию в 2015, будут стоить значительно дороже. Эксперты расходятся во мнениях. Одни полагают, что, несмотря на ожидаемый спад продаж, российский авторынок сохранит свою привлекательность для иностранных компаний.
Западные концерны предпочитают работать на перспективу, рассчитывая на скорую стабилизацию дел в экономике и общее улучшение ситуации. Некоторые эксперты считают, что на ряд японских моделей сложившаяся ситуация практически не повлияет. А вот немецкие аналитики с осторожностью следят за рынком, планируя реализовывать в России пока только основные популярные модели авто.
Цены на новые автомобили
Прежде чем затронуть конкретный прогноз на цены, подытожим сложившееся положение дел. Авторынок в недалеком прошлом заметно оживился в связи с государственной программой утилизации, позволившей обновить отечественный бюджетный сегмент. Ожидая обвала рубля перед новым годом, поднялся настоящий ажиотаж на вложение имеющихся у населения средств, что помогло реализовать большую часть популярных моделей.
Если принимать во внимание нынешний курс валют, то можно подсчитать, какова будет средняя цена автомобиля в 2015 году, а именно 1 млн. рублей. Рост цен на российскую продукцию будет не так заметен в связи с продленной программой по утилизации. Возникает вопрос, на какие средства россияне будут покупать автомобили, если их покупательская способность резко сократилась, цены также резко возросли, а банки выдают кредиты с меньшей охотой. Текущее положение дел предрекает крайне низкий уровень продаж новых транспортных средств, в лучшем случае до 2 млн. единиц. Существует также и более удручающий прогноз.
Ожидаемое повышение цен зависит от места сборки авто. Так собираемые за рубежом иномарки увеличатся в цене на 25%, производимые по лицензии в России – на 10-15%. Также планирует повысить цены на продукцию и отечественный гигант концерн «АвтоВАЗ», его надбавка составит от 5 до 10%.
Как ведет себя вторичный рынок в 2015 году
Автомобили с пробегом, напротив, увеличивают число продаж. Рост продаж отмечался и у официальных дилеров, и по сравнению с предыдущим годом, и на фоне обвала рубля. Некоторые автолюбители не успели в пик покупательского ажиотажа приобрести новую машину, поэтому вложить денежные средства им пришлось в подержанные автомобили.
Реагируют на ситуацию и дилеры, массово скупая у населения авто с пробегом. Как следствие предприимчивости коммерсантов – повышение цен на б/у автомобили. Некоторый рост цен на вторичном рынке может продолжиться, вследствие выжидательной позиции некоторых автовладельцев, намеревающихся продать транспортное средство по дороже. Однако пиковый спрос спал и сильного повышения цен не ожидается.
Положение дел в недалеком будущем
Стабилизировать авторынок сможет лишь подъем экономики. Если общая экономическая ситуация улучшится уже в текущем году, то это незамедлительно скажется и на положении дел на рынке транспортных средств. Если же экономика будет продолжать пребывать в глубоком кризисе, то цены на автомобильном рынке будут стремительно расти. Единственным светлым пятном в случае негативного развития событий видится продолжающаяся государственная программа по утилизации.
Эксперты и аналитики расходятся во мнениях, многие из них склоняются именно к неутешительному прогнозу. Некоторые полагают, что не исключен как худший вариант, так и лучший вариант развития событий. Привести Россию к лучшему варианту может лишь грамотная политика правительства. В любом случае увеличение продажи автомобилей по сравнению с текущей отметкой ожидается через 4-5 лет.