Анализ ценных бумаг – это система мероприятий, направленная на изучение, влияющих на акции, ваучеры, дивиденды, организации, продукцию и экономику факторов и сил и, как следствие, выявление возможности прогнозирования этих изменений, с целью получения денежных средств, на покупке-продаже.
Высказывание «Фундаментальный анализ ценных бумаг» широко применяется во многих сферах изучения рыночных механизмов. Теоретическую основу фундаментального анализа создали ученые-экономисты — Дэвид Додд и Бенджамин Грэм, которые в 1934 году выпустили «методичку» по анализу ценных бумаг. Именно в ней находилось базовое понятие фундаментального анализа рынка ценных бумаг.
Она должна была применяться с задачей по прогнозированию степени изменения стоимости ценных бумаг любых компаний. Согласно их точки зрения, для исследования таких колебаний необходимо брать во внимание показатели финансов, дивидендов компаний и общее положение экономики страны и в мире. С течением времени ученые выделили и главную задачу фундаментального анализа – это указание цены всех ценных бумаг и последующее прогнозирование изменения их цен для принятие решений о проведение инвестиций.
Основные подходы в фундаментальном изучении рынка
На современном этапе ученые-экономисты выделяют два важных подхода в фундаментальном анализе, каждый из которых обладает присущими только ему особенностями. Их тоже надо учитывать, так как они играют очень важную роль.
Традиционным видом изучения ценных бумаг строится по принципу «сверху — вниз». Суть его состоит в том, что начинают сначала анализировать экономику, затем переходят к рассмотрению выбранной сферы, а завершают все изучением ценных бумаг компаний и организаций. В следствии этого он состоит из различных стадий:
- Изучение мировой экономической системы и отдельно взятого государства
- Анализ промышленности и сферы услуг
- Изучение инвестиций, сделанных компаниями
Вторая методика основана на обратном принципе. То есть сначала изучается экономическое состояние на микроуровне, затем состояние отдельно взятой отрасли, а уже потом переходят к общему состоянию экономики страны и всего мира. Анализ ценных бумаг может проводиться не только одним из вышеперечисленных способов, но возможно и их взаимодействие.
Уровни фундаментального анализа
Для определения цены в будущем, анализ ценных бумаг обычно делится на три уровня:
- Уровень экономики
- Уровень индустрии
- Уровень отдельной компании
Для прогнозирования варьирования планки цены, экономисты устанавливают так называемую справедливую цену для определенной акции или другой высокоценной бумаги. Затем смотрят, как изменяется настоящая цена, относительно справедливой. Если эта цена выше или ниже справедливой, то предполагают, что она будет стремиться к последней, и на основе этого выдвигают теории о повышении, либо понижении цены.
Существует также мнение, что такой анализ ценных бумаг слишком рискованный, так как рынок не показывает всю информацию и находится в относительной форме эффективности. Люди, склонные так считать пытаются найти выгоду по другому. Они играют на расхождении настоящей цены от справедливой.
Умея работать с фундаментальным анализом, можно получить немалый доход. Но очень важно при этом учитывать, от кого вы получаете данную информацию. Каждый аналитик имеет свою погрешность. У одних она может в данный момент оказаться больше, у других меньше. А в другой ситуации они оба окажутся неправы. Следует помнить об этом.